Приложение 4
Методические рекомендации по применению критериев и показателей оценки качества воспитания в учреждениях общего среднего образования
Качество воспитания сегодня как никогда социально востребованная и актуальная проблема развития гражданского общества Республики Беларусь. Необходимость развития воспитательной системы учреждения образования как стратегического ресурса его совершенствования требует ясности целей воспитательной работы, возможности объективной оценки промежуточных и конечных результатов развития каждого субъекта процесса воспитания.
С позиций системного подхода качество воспитания как интегративный системный объект есть качество не только конечных результатов, но всех процессов, обеспечивающих конечный результат. Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах: результативном и процессуальном. Воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания. Уровень воспитанности определяется методами диагностики.
Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватны цели, содержание работы, выбранные методы, средства и формы, учтены психологические условия и др. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в учреждении общего среднего образования.
При анализе эффективности процесса воспитания необходимо в первую очередь выделить критерии качества воспитательной системы учреждения образования. Воспитательная среда включает такие компоненты, как пространственно-предметное содержание, социальные отношения между различными субъектами воспитательного процесса и связи между ними. Рассматривая учреждение образования как открытую систему, следует принимать во внимание связь воспитательной среды учреждения образования и воспитательного пространства, формируемого вокруг учреждения образования, которое объединяет всех потенциальных субъектов воспитания социума и связи между ними и воспитательной средой. Интегративным критерием качества воспитательной системы школы является ее способность обеспечить всем субъектам воспитательного процесса возможности для интенсивного личностного саморазвития.
Показателем высокого качества системы воспитания служит ее способность с учетом предоставляемых возможностей обеспечивать удовлетворение потребностей всех субъектов процесса воспитания, создавая соответствующую мотивацию их активной деятельности.
Критерии – это признаки, на основе которых производится оценка эффективности воспитания. Критерии обозначают основные направления выявления результатов. В критериально -оценочный комплекс оценки качества воспитания включается достаточно широкий спектр показателей, отражающих важнейшие аспекты каждого критерия. Каждая группа показателей включает в себя индикаторы, качественно и количественно характеризующие показатели.
Уровень воспитанности учащихся – основной параметр оценки качества воспитания. При этом профессиональный уровень педагогов и уровень педагогических знаний родителей необходимо считать показателями качества воспитательной работы учреждения образования.
Мониторинг воспитания – один из способов оценки качества воспитания учащихся, позволяющий с определенной периодичностью отслеживать условия организации и эффективность воспитательного процесса [2, 261].
Исходя из этого, основными составляющими качества воспитания при его оценке являются:
- качество процесса воспитания;
- качество условий реализации процесса воспитания.
Качество процесса воспитания определяется следующими критериями:
- качество целеполагания (соответствие цели и задач интересам личности, потребностям государства и общества; объективность, реалистичность; уровень конкретизации цели в комплексе воспитательных задач и т.д.);
- качество содержания (знания, умения, навыки и привычки деятельности и поведения);
- качество организации воспитательной деятельности (технологии организации воспитательной деятельности, в том числе, формы, методы средства педагогического взаимодействия, их согласованность, оптимальный выбор; технологии взаимодействия участников воспитательного процесса);
- качество результатов воспитания (уровень воспитанности);
- уровень культуры отношений (взаимодействие, психологический комфорт);
- уровень культуры предметно-пространственных отношений (облик, символика, уклад школы).
Качество условий воспитательного процесса определяется следующими критериями:
- качество управления процессом воспитания (организационно-функциональная структура; система мониторинга и т.д.);
- качество обеспечения процесса воспитания (нормативное, методическое, кадровое, материально-техническое, информационное и т.д.).
Воспитанность определяется как интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, определяющая его отношение к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира [2, 263].
Исходя из этого определения, основными критериями воспитанности выступают:
- личностная характеристика, определяющая отношение к себе;
- личностная характеристика, определяющая отношение к людям и делу (активность, деловитость, предприимчивость, чувство коллективизма, и т.д.);
- личностная характеристика, определяющая отношение к окружающему миру;
Каждый из вышеперечисленных критериев конкретизируют следующие показатели:
- ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности и общения;
- направленность личности школьника (потребности, мотивы, мировоззрение);
- личностные качества (патриотизм и гражданственность, ответственность, взаимопомощь; честность, уважение, доверие и т.д.);
- операциональные умения (организаторские способности, стремление к сотрудничеству, умение договариваться, распределять обязанности и т.д.).
КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ
Отношение к себе
|
Отношение к людям и
делу
|
Отношение к
окружающему миру
|
Ценностные ориентации (личностные интересы к различным сферам деятельности) | ||
Сформированность мотивационно-ценностного отношения к своей личности. Принятие системы общечеловеческих ценностей. Отношение к своему здоровью как ценности. Познавательные интересы. Нравственная культура
|
Сформированность мотивационно-ценностного отношения к окружающим Уровень коммуникативной культуры. Активная деятельная жизнь. Наличие верных друзей. Отношение к образовательной среде школы, педагогическому коллективу, к сверстникам. Духовная близость с родными людьми. Усвоение культуры семейных отношений, гендерной культуры.
|
Сформированность мотивационно-ценностного отношения к окружающему миру. Гуманное отношение к окружающему миру. Уважение государственных символов, традиций, бережное отношение к истории своего народа.
|
Направленность личности (потребности, мотивы, мировоззрение)
|
||
Устойчивость взглядов, убеждений. Способность к самоконтролю, саморазвитию и саморегуляции
|
Осознание прав и обязанностей человека в обществе (правовая культура).
|
Отношение к общественным нормам и закону. Отношение к белорусской культуре. Отношение к природе. Отношение к прекрасному. Готовность к сознательному выбору профессии.
|
Личностные качества
|
||
Трудолюбие, волевые качества, активность нравственной позиции
|
Лидерские, организаторские качества. Коммуникативная культура. Коллективизм. Корпоративная культура.
Способность противостоять негативным тенденциям. Уважение и доверие. Забота, взаимопомощь. Милосердие. Честность. Предприимчивость.
|
Патриотизм, гражданственность, гуманизм, толерантность.
|
Операциональные умения
|
||
|
Операциональные умения (организаторские способности, стремление к сотрудничеству, умение договариваться, распределять обязанности и т.д.).
|
|
В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью направленности и нравственной позиции определяются уровни воспитанности (достаточный, средний, низкий), и неудовлетворительный уровень (невоспитанность) [3, 88].
Анализ качества воспитательной работы строится на основе социально-психолого-педагогической диагностики, базирующейся на современных достижениях науки и практики.
Педагогическая диагностика – это особый вид педагогической деятельности, позволяющий выявить особенности развития изучаемого объекта, прогнозировать будущее и определять пути его развития или коррекции. Педагогическая диагностика выполняет многообразные функции: воспитательно-побуждающую, коммуникативную, конструктивную, информативную, прогностическую функции, функцию обратной связи, функцию оценки результативности педагогической деятельности. Таким образом, в процессе диагностики педагог, изучая развитие объекта или явления, заглядывает в прошлое, прогнозирует на основе причинно-следственных связей будущее, определяет (диагностирует) настоящее, и определяет пути развития или возможной коррекции настоящего.
Анализ типологии педагогической диагностики позволяет выделить три ведущих типа:
- диагностику личности ребенка (ее интеллектуально-познавательную, эмоционально-нравственную, практико-действенную сферы);
- диагностику коллектива и коллективных отношений;
- диагностику процесса воспитания (целей и содержания воспитания, способов реализации целей и содержания воспитания, педагогического взаимодействия, результативности воспитательного процесса). Каждый из этих типов включает соответственные методы диагностирования. Например, характерным методом диагностики коллектива и коллективных отношений может быть социометрия, диагностики личности – тестирование уровня сформированности нравственных ценностей.
Педагогическая диагностика предполагает наличие следующих этапов:
- анализ – рассмотрение компонентов структуры изучаемого педагогического явления, объекта, процесса и установление связей между их отдельными компонентами;
- собственно диагностика - оценка общего состояния изучаемого педагогического явления, объекта, процесса или их компонентов в тот или иной момент функционирования;
- прогностика – получение опережающей информации об исследуемых явлениях;
- коррекция – исправление отклонений в развитии; моделирование – разработка цели (общей идеи) создания или дальнейшего развития исследуемых явлений и основных путей ее достижения (преобладает мыслительная установка);
- проектирование – дальнейшая разработка (детализация) созданной модели и доведение ее до практического использования (преобладает преобразовательная установка);
- конструирование - дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к конкретным условиям и реальным участникам воспитательного взаимодействия;
- планирование – конкретное отображение конструкта в его общих стратегических направлениях и мельчайших деталях.
Диагностику уровня воспитанности обучающихся проводят педагоги-психологи и классные руководители. Процедура диагностического анализа воспитанности состоит в обнаружении изменений изучаемых параметров и причин, вызывающих эти изменения; анализе наблюдаемых явлений; установлении закономерных связей, раскрытии их проявлений в конкретных условиях педагогической деятельности.
На основе анализа уровня воспитанности каждого учащегося, составляется общая карта по классу и по учреждению образования в целом. Многократное комплексное обследование всех учащихся с помощью одного и того же набора диагностических средств через определенные временные интервалы (через полугодие, год, 2 года) дает возможность наблюдать за динамикой развития психологических феноменов в режиме мониторинга и своевременно реагировать на происходящие изменения.
Данный подход позволяет сделать процесс развития личности каждого учащегося, коллектива класса и учреждения образования в целом педагогически управляемым; позволяет разрабатывать коррекционные программы, прогнозировать и проектировать определенные результаты.
Критерии качества воспитания конкретизируются в соответствующих показателях, каждый из которых может быть оценен.
Оценка показателей уровня воспитанности учащихся может быть выражена следующими индикаторами:
1. Показатель не обнаружен.
2. Показатель недостаточно выражен.
3. Показатель выражен.
4. Показатель ярко выражен.
Оценка показателей качества воспитательной системы учреждений образования и условий организации воспитания может осуществляться по десятибалльной шкале.
Оценка показателя.
|
Количество баллов
|
Информация не представлена.
|
0
|
Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется.
|
1
|
Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно.
|
2
|
Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне. Очень много существенных недочетов.
|
3
|
Удовлетворительная оценка. Существенные недостатки в работе.
|
4
|
Средняя оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки.
|
5
|
Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки несущественны.
|
6
|
Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно высоком уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы.
|
7
|
Достаточно высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям.
|
8
|
Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям.
|
9
|
Очень высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям. Рекомендуется использовать опыт для распространения.
|
10
|
Для реализации на практике предложенной модели оценки качества воспитания необходимо выбрать методики и освоить инструментарий изучения качества воспитания.
При этом могут использоваться:
- анкетирование педагогов, учащихся и их родителей;
- педагогическое и психолого-педагогическое тестирование;
- методы групповой и индивидуальной самооценки;
- наблюдения;
- беседы;
- методики педагогической диагностики и другой инструментарий.
Перечисленные методы позволят получить объективную информацию о состоянии воспитательной деятельности и результатах, оценить целесообразность тех или иных действий, идей и принять необходимые решения. Диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения основных задач, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных учащихся.
Все диагностические мероприятия с учащимися могут проводиться только с согласия родителей или лиц, их замещающих. Форму получения согласия учреждение образования определяет самостоятельно.
Некоторые диагностические мероприятия, такие как диагностика социально-психологического климата классных коллективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам, могут осуществляться совместно классными руководителями и педагогами социальными.
Предлагаемая модель мониторинга эффективности воспитательной работы в учреждении общего среднего образования предполагает следующие позиции:
1. администрация учреждения общего среднего образования обеспечивает гласность и открытость, комфорт и безопасный режим проведения диагностических мероприятий;
2. СППС координирует и проводит диагностические процедуры;
3. обработку данных, ведет диагностические карты;
4. в режиме семинаров, тренингов, методических конференций и т.д. знакомит педагогов с правилами проведения диагностики, способами активизации учащихся в ее осуществлении;
5. помогает освоить алгоритм сбора информации об учащихся путем индивидуальных бесед с учащимися, родителями, педагогами;
6. классные руководители участвуют в проведении диагностики учащихся, являясь при этом для них источником знаний и опыта, опорой и поддержкой;
7. родители располагают исчерпывающей информацией о целях, содержании и сроках проведения психолого-педагогической диагностики учащихся;
8. проявляют готовность к сотрудничеству;
9. участвуют в проектировании совместной деятельности с целью коррекции нарушений в развитии личности учащегося, решения его личностных проблем и проблем социализации;
10. формирования жизненных навыков;
11. профилактики неврозов;
12. профилактики девиантного поведения;
13. оказания помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
Учащиеся проявляют активность, заинтересованность в проведении диагностических мероприятий и в результатах диагностического обследования.
Объективное определение эффективности воспитательного процесса будет во многом зависеть от:
1. степени соответствия содержания и организации воспитательного процесса требованиям нормативной правовой базы, запросам общества;
2. систематического диагностирования состояния профессионального роста педагогов, воспитанности учащихся;
3. степени удовлетворенности родителей жизнедеятельностью учреждения образования;
4. учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе организации разнообразной совместной деятельности (органы ученического самоуправления, детские общественные организации);
5. привлечение к организации воспитательного процесса социальных партнеров (учреждения дополнительного образования, гражданско-патриотические клубы, спортивные музыкальные студии и коллективы и др.);
6. уровня профессиональной компетентности руководителя учреждения образования, заместителя директора по воспитательной работе, их мастерства взаимодействия с педагогами, учащимися, родителями в принятии управленческих решений и контроля развития воспитательной деятельности на уровне учреждения образования.
Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования
Составляющие качества воспитания
|
Критерии
|
Показатели
|
Методики изучения
|
Качество процесса воспитания
|
Качество
целеполагания |
Соответствие цели и задач интересам личности, потребностям государства и общества; объективность, реалистичность; уровень конкретизации цели в комплексе воспитательных задач. Согласованность содержания, целей и задач на всех уровнях функционирования воспитательной системы в учреждении. Эффективность инновационных подходов.
|
Анализ документации, результатов деятельности и контроля.
|
Качество содержания процесса воспитания
|
Знания, умения, навыки и привычки деятельности и поведения в рамках личностного развития:
интеллектуального (владение операциями мыслительной деятельности; готовность к совместной творческой деятельности; уровень познавательного развития; уровень креативности и др.);
психологического (уровень работоспособности, утомляемости; стрессоустойчивость; уровень беспокойства, тревоги; уровень саморегуляции и др.);
духовного (гуманность способов взаимодействия, взаимоотношений; культура поведения; проявление конструктивной активности в социальном поведении; наличие конструктивной творческой мотивации; целостность Я-концепции и др.); физического (соответствие показателей здоровья региональным нормативам; частота заболеваемости, отсутствие хронических заболеваний и др.).
|
См. Приложение 1. Диагностические методики.
|
|
Качество организации воспитательной деятельности
|
Направления, виды деятельности;
оказываемые дополнительные образовательные услуги;
связи с другими учреждениями.
|
|
|
Эффективность педагогического сопровождения воспитательного процесса
|
Технологии организации воспитательной деятельности, в том числе, формы, методы средства педагогического взаимодействия, их согласованность, оптимальный выбор; технологии взаимодействия участников воспитательного процесса.
Общественно значимые традиции в коллективе.
Общественно полезные акции.
Организация информационной работы.
Организация работы музеев, клубов общественно-политической и гражданско-патриотической направленности.
Организация работы объединений по интересам.
Уровень работы первичных организаций БРСМ и БРПО.
Эффективность деятельности органов ученического самоуправления.
Организация культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и туристско-краеведческих мероприятий.
Организация и уровень культуры питания учащихся.
Система работы по охране здоровья учащихся.
Эффективность профилактики безнадзорности и правонарушений, зависимого поведения.
Состояние травматизма.
Организация общественно полезного труда. Профессиональная ориентация.
Участие в разнообразных видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды.
|
|
|
Качество результатов процесса воспитания
|
Уровень
воспитанности |
Ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности (спорт, бизнес, творчество, учеба, здоровье, и т.д.) и общения.
|
Методика «Сфера интересов» (О.И. Мотков, модифицирована М.В. Сергеевой).
|
Направленность личности школьника (потребности, мотивы, мировоззрение); принятие идеологии белорусского государства.
Способность к саморегуляции, дисциплинированность. Способность противостоять негативным тенденциям.
|
Методика «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын); методика «Мой выбор».
|
||
Личностные качества (патриотизм и гражданственность, коллективизм, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь; честность, уважение, доверие и т.д.).
|
Методика определения уровня развития качеств личности, необходимых для достижения успеха (М.П. Нечаев); Методика «Самоанализ (анализ) личности» (подготовлена О.И. Мотковым, модифицирована Т.А. Мироновой).
|
||
Операциональные умения (организаторские способности, стремление к сотрудничеству, умение договариваться, распределять обязанности и т.д.).
|
«Я – лидер» (Е.С. Федоров и др.); методика изучения социализированности личности учащегося (М.И. Рожков).
|
||
Уровень культуры отношений в коллективе
|
Взаимодействие, активность, самоуправление, психологический комфорт.
|
Методика «Мишень» (Н.А. Лутошкин).
|
|
Уровень культуры предметно-пространственных отношений
|
Репутация учреждения, облик, символика, уклад.
|
Методика оценки эффективности деятельности классных руководителей (Нечаев М.П.) (оценка всех составляющих обеспечения процесса воспитания; показатели результативности); методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е.Н. Степанов).
|
|
Качество условий процесса воспитания
|
Качество управления процессом воспитания
|
Наличие структуры, функционально ответственной за воспитательную работу.
Система мониторинга качества воспитания.
Наличие эффективных механизмов стимулирования творческой деятельности.
|
Методика «Стиль педагогического руководства» (О.И. Мотков); методика оценки эффективности воспитательного мероприятия (М.П. Нечаев); методика «Наш руководитель» (подготовлена О.И. Мотковым).
|
Открытость воспитательной системы. Уровень взаимодействия с заинтересованными структурами, коллективами, отдельными людьми в интересах учащихся. Эффективность использования воспитательного пространства социума. Оказание психолого-педагогической, юридической и другой помощи семье, учащемуся, педагогу.
|
Методика оценки эффективности деятельности классных руководителей (М.П. Нечаев).
|
||
Отношения в процессе педагогического взаимодействия. Гуманное творческое взаимодействие участников воспитательного процесса. Коллектив учреждения образования. Нравственно-психологический климат.
|
Методика «Моя семья» (модификация методики М Егоровой).
|
||
Качество обеспечения процесса воспитания
|
Нормативное и методическое обеспечение воспитательного процесса. Наличие концептуальных и программных документов, планов воспитательной работы в учреждении образования. Наличие нормативной и методической базы по организации воспитательной работы и эффективность ее использования.
|
Анализ документации, результатов деятельности и контроля.
|
|
Обеспеченность кадрами воспитательной работы. Уровень профессиональной, психолого-педагогической культуры педагогов, знание теорий и концепций воспитания, современных разработок и теоретических установок в области воспитания и др.; профессиональный рост.
|
Методика «Уровень сформированности ключевых компетенций, необходимых классному руководителю в профессиональной деятельности» (Дж. Ровен); методика оценки эффективности деятельности классных руководителей (Нечаев М.П.)(оценка всех составляющих обеспечения процесса воспитания; показатели результативности); методика «Коском 2» (подготовлена В.Н. Куницыной).
|
||
Наличие и эффективность использования материально-технической базы воспитательной работы (помещения для клубов, кружков, комнаты ученического самоуправления, общественных организаций, спортзалы, бассейны, компьютерные классы и т. д.).
Обеспеченность техническими средствами. Состояние библиотечного фонда.
|
|||
Условия деятельности СППС.
|
|
||
Информационное обеспечение процесса воспитания.
|
|
||
Эффективность вложения финансовых средств в реализацию воспитательного процесса.
|
Список литературы:
-
Нечаев, М.П. Оценка качества воспитания в у условиях реализации ФГОС. – Москва, УЦ «Перспектива», 2014. – С. 5
-
Катович, Н.К. Воспитания мониторинг / Н.К. Катович // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – Минск, 2015. – Т. 1. – С.261, 263.
-
Нечаев, М.П. Диагностический анализ воспитанности учащихся: содержание, технология и методика / Нечаев М.П. – М.: УЦ «Перспектива». – 2015. – С.88 .