РУС БЕЛ ENG

Целевая подготовка

Целевики в этом году будут поступать по новым правилам. Для них разработан отдельный порядок приема. Какова измененная схема, как найти будущего работодателя и есть ли ограничения при его выборе, какой формат проведения предполагает внутренний экзамен, стоит ли сдавать ЦТ в дополнение – на эти и другие вопросы ответил начальник главного управления профессионального образования Минобразования Сергей Касперович.

Без ЦТ, но с испытанием

Объясняем, что значит возможность поступления на целевую подготовку по отдельному порядку приема.

Абитуриенты сдают один внутренний экзамен в вуз по первому профильному предмету. Итог вступительного испытания суммируется со средним баллом аттестата, таким образом выстраивается конкурс. Сдавать ЦТ в этом случае не надо. Меняются и сроки подачи документов: целевики делают это раньше всех — с 3 по 8 июня.
С 4 по 10 июня пройдут внутренние испытания, а уже к 13 июня станет известно, оказалась ли удача на стороне абитуриента.
Обратите внимание, человек, поступающий на общих основаниях, будет готовиться к трем предметам: два — ЦЭ и один — ЦТ. Целевик может сделать упор на два предмета, выбрав для подготовки одну и ту же дисциплину как для ЦЭ, так и для сдачи внутреннего экзамена в высшее учебное заведение.

Этапы вступительной кампании спланированы так, что те молодые люди, которые не пройдут на целевые места, смогут участвовать в общем конкурсе, поступив на бюджетное или платное обучение. Выпускнику, держащему данный сценарий в уме, в мае стоит зарегистрироваться на централизованное тестирование. Шансы на поступление таким образом можно увеличить в два раза.

Гарантированное рабочее место – главный бонус

Целевая форма предполагает наличие трех сторон: абитуриента, который желает обучаться по направлению и четко знает, где хочет работать; заказчика кадров; вуза или колледжа, который готовит соответствующего специалиста. При данной образовательной траектории студент учится бесплатно за счет средств бюджета. Говоря о плюсах целевого направления, чаще можно услышать о низком конкурсе или его отсутствии. Но это не совсем так. В данном контексте уместнее упомянуть о проходных баллах, которые могут быть (но не всегда) несколько ниже. Из практики, кстати, всегда высокий конкурс на целевую подготовку по медспециальностям.

Но подходы меняются, пока рано предполагать, как выстроится ситуация в этом году. Главные преимущества целевого поступления — гарантированное место работы и индивидуализация процесса обучения. Предположим, студент получает образование в сфере автомобилестроения. Одновременно он начинает внедряться в рабочий процесс той организации, с которой у него заключен договор. Проходит практику, пишет курсовые работы и дипломный проект по тематике, интересующей заказчика. Отдельные работодатели поощряют обучающегося дополнительной стипендией. После учебы на бюджетном отделении при поступлении по общему конкурсу обязательный срок работы по специальности составляет два года, целевикам же необходимо работать у заказчика минимально пять лет.

Три пути поиска направления

Целевой договор должен быть оформлен и подписан со стороны заказчика и абитуриента до начала приема на обучение. Чтобы взять направление, не надо обзванивать предприятия без системы. Главное, необходимо определиться, где 11-классник хочет работать (заметьте, даже не учиться!).

Есть несколько вариантов. Первый (наиболее выигрышный, но и самый трудоемкий) — самостоятельные поиски. Лучше не откладывать их в долгий ящик, а начать сейчас. Составьте список организаций, где желаете работать, и обратитесь в кадровые службы.

Допустим, грезите профессией педагога — набирайте номер отдела по образованию облисполкома, либо комитета по образованию Мингорисполкома или Министерства образования. Не представляете жизнь без белого халата и возможности помогать другим — звоните в комитет по здравоохранению Мингорисполкома, либо в соответствующее управление облисполкома. Важно, что вы сами выбираете себе работодателя и гарантированно к нему приходите после окончания вуза. Заказчик может быть из любой сферы, нет требований, в каком населенном пункте он должен находиться и какой формы собственности быть.

Второй вариант — посещать ярмарки вакансий целевой подготовки. В декабре во всех регионах прошли подобные мероприятия. Ученики встретились с представителями вузов, колледжей и организаций. В планах сделать еще минимум два этапа таких ярмарок. Информацию о мероприятиях разместят на интернет-страницах управлений образования, сайтах учреждений образования.

Изучаем вопрос дальше. Организации могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят нужных специалистов. Затем органы управления формируют цифры целевого набора с учетом планируемого приема. Данная информация аккумулируется в Министерстве образования, направляется организациям — заказчикам кадров и учреждениям образования.

Так вырисовывается третий вариант, самый простой, но он же и самый рискованный — дождаться 1 мая (25 мая — для педагогических специальностей), когда на сайтах учредителей вузов появится информация с указанием наименования специальности, количества мест и заказчика, с которым абитуриенты могут связаться.

Но при этом не во всех случаях будет гарантия заключения договора с конкретной организацией, так как у нее уже может быть подобран круг потенциальных абитуриентов. Необходимо учитывать еще один важный момент: в отдельных сферах первое место работы выпускника будет определяться заказчиком кадров. Например, если это главное управление здравоохранения, то будут учитываться потребности региона в медицинских специалистах на дату направления на работу.

50 вопросов на один предмет

Абитуриенты сдадут один внутренний экзамен в вуз по первому профильному предмету в устной или практической форме. То есть если парень или девушка планируют идти на хореографические специальности, они не у доски будут отвечать, а показывать свои танцевальные способности.

Вопросы уже есть в свободном доступе на сайте Министерства образования (путь: главная — абитуриенту-2023 — новации 2023 года — целевой прием 2023). Их разработал Национальный институт образования. По каждому предмету — 50 вопросов.

В вузы пригласят учителей

В каждую комиссию по приему устного экзамена в высших учебных заведениях войдет хотя бы по одному школьному учителю. Этот подход будет реализован для обеспечения максимально объективной оценки знаний абитуриентов. Все-таки ответ на один и тот же билет может быть воспринят профессором и школьным учителем по-разному.

Помните: вас снимают!

Как уже отмечалось, внутренний экзамен пройдет в устной или практической форме. Абитуриент тянет билет, вместе с которым ему выдают проштампованный лист — на нем надо изложить ответы на вопросы. Молодой человек готовится за партой, а затем отвечает экзаменационной комиссии.

Если возникнут спорные моменты в ходе сдачи испытаний, у каждого абитуриента есть сутки на подачу апелляции. В такой ситуации изучат видеозапись экзамена и лист ответа.

Министерство образования планирует, что в будущем появится информационная система — база данных организаций, желающих оформить целевое направление, и учреждений образования, которые готовят по соответствующим специальностям. Работа уже начата.

БЕЗ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ в порядке перечисления зачисляются поступающие в соответствии пунктом 24 Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования и договором о целевой подготовке специалиста с высшим образованием:
 

  • победители (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад (в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования) и республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема, при поступлении на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом первого профильного испытания, за исключением специальностей «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право»;
     
  • победители (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад (в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования) и республиканских олимпиад по информатике и астрономии, проведенных в учебном году, который завершился в год приема, при поступлении на группы специальностей «Математические науки и информатика», «Физические науки» и профиль образования «Техника и технологии»;
     
  • победители (Гран-при, дипломы I, II, III степени) международных (в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством культуры по согласованию с Министерством образования) и республиканских творческих конкурсов и фестивалей, олимпиад в сфере культуры, проведенных Министерством культуры в год приема или в году, предшествующем году приема, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры по согласованию с Министерством образования, при поступлении на специальности направлений образования «Искусство изобразительное. Искусство декоративно-прикладное», «Искусство музыкальное», «Искусство сценическое и экранное», «Народное творчество», соответствующие номинациям творческих конкурсов и фестивалей, олимпиад в сфере культуры;
     
  • участники (спортсмены) Олимпийских, Паралимпийских и Дефлимпийских игр, лица, занявшие 1–3-е места на Юношеских Олимпийских играх, принимавшие участие в данных спортивных соревнованиях в составе национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, при поступлении на специальности направления образования «Физическая культура и спорт»;
     
  • лица, занявшие 1–3-е места на чемпионатах, в финалах кубков, на первенствах мира и Европы, Европейских играх, Европейских юношеских олимпийских фестивалях по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр и включенным в реестр видов спорта Республики Беларусь и (или) по которым Министерством спорта и туризма сформированы национальные команды Республики Беларусь по видам спорта, принимавшие участие в данных спортивных соревнованиях в составе национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, при поступлении на специальности направления образования «Физическая культура и спорт»;
     
  • лица, занявшие 1–3-е места на чемпионатах, первенствах мира и Европы среди инвалидов по зрению и (или) с нарушением опорно-двигательного аппарата, на чемпионатах, первенствах мира и Европы среди инвалидов по слуху по видам спорта, входящим в программу Паралимпийских и Дефлимпийских игр и включенным в реестр видов спорта Республики Беларусь, принимавшие участие в данных спортивных соревнованиях в составе национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, при поступлении на специальности направления образования «Физическая культура и спорт»;
     
  • лица, занявшие в год приема или в году, предшествующем году приема, 1-е место на официальных чемпионатах Республики Беларусь по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр и включенным в реестр видов спорта Республики Беларусь и (или) по которым Министерством спорта и туризма сформированы национальные команды Республики Беларусь по видам спорта, при поступлении на специальности направления образования «Физическая культура и спорт»;
     
  • лица, награжденные в год приема или в течение двух лет, предшествующих году приема, нагрудным знаком «Лаўрэат спецыяльнага фонду Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь па сацыяльнай падтрымцы здольных навучэнцаў i студэнтаў» за высокие достижения в отдельных предметных сферах, соответствующих избранному профилю (направлению) образования;
     
  • лица, награжденные в год приема или в течение двух лет, предшествующих году приема, нагрудным знаком «Лаўрэат спецыяльнага фонду Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь па падтрымцы таленавітай моладзі» за творческие достижения в сфере культуры, соответствующие избранной специальности;
     
  • победители (дипломы I, II, III степени) международных и республиканских конкурсов профессионального мастерства (в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования), проведенных в год приема или в году, предшествующем году приема, за высокие достижения в отдельных номинациях (компетенциях) международных и республиканских конкурсов профессионального мастерства, соответствующие избранному профилю (направлению) образования;
     
  • победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который закончился в год приема, (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили), при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования и для которых данный учебный предмет определен предметом первого профильного испытания;
     
  • победители (дипломы I, II, III степени) Многопрофильной университетской олимпиады ГрГУ имени Янки Купалы, проведенных в учебном году, который завершился в год приема, при поступлении в ГрГУ имени Янки Купалы в соответствии с перечнем специальностей и квотой, устанавливаемыми Министерством образования;
     
  • лица, имеющие аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью, или диплом о профессионально-техническом образовании с отличием, подтверждающий получение профессионально-технического образования с общим средним образованием, или диплом о среднем специальном образовании с отличием (при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили), при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования;
     
  • победители (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад (в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования) и республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который закончился в год приема, при поступлении на наиболее востребованные экономикой специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом второго профильного испытания;
     
  • победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам (в соответствии с перечнем, устанавливаемым Министерством образования), проведенной Министерством образования в учебном году, который закончился в год приема, а также лица, имеющие аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью, или диплом о профессионально-техническом образовании с отличием, подтверждающий получение профессионально-технического образования с общим средним образованием, или диплом о среднем специальном образовании с отличиемпри поступлении на наиболее востребованные экономикой специальности;
     
  • лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования и учреждений среднего специального образования (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем остальным учебным предметам, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили, и по результатам собеседования, проводимого УВО в порядке, устанавливаемом Министерством образования), при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования;
     
  • лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) спортивно-педагогической направленности учреждений общего среднего образования (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем остальным учебным предметам, при наличии рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они окончили, и по результатам собеседования, проводимого УВО в порядке, устанавливаемом Министерством спорта и туризма по согласованию с Министерством образования), при поступлении на специальности направления образования «Физическая культура и спорт»;
     
  • лица, освоившие содержание образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи в период пребывания в учреждении образования «Национальный детский технопарк» (при наличии рекомендации наблюдательного совета учреждения образования «Национальный детский технопарк» и по результатам собеседования, проводимого УВО в порядке, определяемом Министерством образования), при поступлении на специальности профилей образования «Техника и технологии» и «Естественные науки», перечень которых устанавливается Министерством образования.