РУС БЕЛ ENG

История развития школьной медиации

Шульга Оксана Константиновна
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
 
То, что идет от сердца, до сердца и доходит.
Пайэтт
      
   Медиация - это метод разрешения конфликтов, разработанный в 60-е и 70-е годы и успешно используемый сегодня во многих областях жизни. Понятие «медиация» происходит от лат. «mediare», что означает «посредничать». Медиация – это междисциплинарная область. Она лежит на стыке таких отраслей знания, как юриспруденция,  психология, социология, конфликтология, лингвистика. Каждая из этих наук нашла свое отражение в медиации.
  Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтов: 
профессиональных споров, бытовых ссор – стала применяться с 60-х гг. XX столетия общественными советами США и Канады. Медиация расширяла границы прав и возможностей людей решать свои собственные проблемы. Однако, использование медиации периодически сталкивалось с критикой. Но, несмотря на это, данный способ урегулирования конфликтов нашел множество сторонников в поддержке его внедрения в различные сферы деятельности человека.
Данный метод в 70-х годах стал применяться в Латинской Америке, особенно в Аргентине. В Европе за короткое время медиация стала самостоятельной профессиональной практикой. Например, во Франции практически все имущественные споры разрешаются медиаторами, минуя судебную систему. В 2003 г. в Австрии был принят Федеральный закон о медиации. В Германии, России на протяжении многих лет ежедневно в прайм-тайм по одному из телевизионных каналов идет передача, где профессиональный медиатор проводит процедуры медиации.
           
  Школьные службы примирения начали создаваться в России более 12 лет назад (в 2001–2002 гг.). Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в школе №464 г. Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России. Их становление является результатом тринадцатилетней работы межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа» и его партнеров, в ходе которой в России была разработана модель «школьных служб примирения» и накоплен опыт их работы в школах, колледжах, а также в детских домах, интернатах и т. д.
    С 21 января 2014 года в Республики Беларусь вступил в силу Закон Республики Беларусь «О медиации», который ввел правовой инструмент проведения переговоров, примирительных процедур, разрешение конфликтов и споров с участием независимого третьего лица – медиатора. Переговоры, проводимые с участием медиаторов и по процедуре, закрепленной нашим законодательством наиболее эффективны в отличие от традиционных методов ведения переговоров и разрешения споров и конфликтов, включая и судебное разбирательство. Процедура медиации одобрена нашей судебной системой и повсеместно внедряется  при рассмотрении споров.
    Рассмотрение спора миром в присутствии посредников на территории Беларуси появилось вместе с формированием первых государств. Так первое письменное упоминание о привлечении третьих лиц для участия в разрешении спора на территории Беларуси относится к началу XIII века и содержится в статье 33 Договора Смоленского, Витебского и Полоцкого княжеств с Ригой, Готландской землёй и немецкими городами 1229 года. В дальнейшем процедура посредничества нашла свое закрепление в Статутах Великого Княжества Литовского 1566 и 1588 годов. Так, согласно ст. 85 Статута 1588 года гражданский спор между сторонами мог разрешаться «полюбовным судом» и результатом рассмотрения являлось вынесение решения на основе мирового соглашения между сторонами в споре – «компромисса».
     Одним из первых в некоммерческом секторе популяризацией и продвижением технологии медиации в Республике Беларусь занимается Общественное объединение «Образовательный Центр “ПОСТ”». Многолетнее сотрудничество с немецкими партнерами и серия образовательных визитов с возможностью знакомства с практическим воплощением идеи медиации в Германии в конечном итоге материализовалось в обучающей программе «Медиация: искусство договариваться» (2010–2011 гг.) и создании Школьных служб примирения в СШ № 161 г. Минска и СШ № 17 г. Борисова, в Юридических клиниках БГЭУ и БГУ.
    В настоящее время проекты по развитию школьной медиации осуществляются во многих учреждениях образования Республики Беларусь. 

Так все начиналось.....

28.01.2017 в гимназии прошел фестиваль практической медиации "Решаем конфликты позитивно"
 
Организаторы: преподаватели ГрГУ, сотрудники центра «Медиация и право» г.Гродно, педагоги-психологи государственных учреждений образования «Гимназия № 5 г. Гродно»,  «Средняя школа № 23 г. Гродно»,  «Средняя школа № 16 г. Гродно».
Форма проведения: семинары-тренинги, мастер-классы, групповые дискуссии со школьниками, учителями и родителями
b35bca99aa9eafc4576b9b13c67fe29f  ca5b2d5e67aaaf74271b010290a54634
953315a336628d357c26fe78dd165c45  869b11feeac28ea22e43e5de182112c0
679770de8ad1e70d90a48e6bd3f3bf76

     


В гродненских школах начинают работать службы медиации

Телеканал Гродно Плюс
YouTube - 17 мая 2018 г.

О нас пишут: 04.02.2017 г. в «Настаўніцкай газеце» вышла статья "Узаемадзеянне для паразумення"

Изображение

О фестивале практической медиации «Решаем конфликты позитивно», который проходил в нашей гимназии 28.01.2017 г. в республиканской газете написала корреспондент Надежда Вашкелевич.


Узаемадзеянне для паразумення
Цесным колам шукалі шляхі вырашэння канфліктаў удзельнікі фестывалю практычнай медыяцыі “Вырашаем канфлікты пазітыўна”, які прайшоў у гродзенскай гімназіі № 5. Да ўдзелу ў ім запрасілі навучэнцаў сярэдніх школ №№ 16 і 23 і іх бацькоў, настаўнікаў.

Дзесяцікласнік 5-й гімназіі Сяргей Хаванскі не першы раз удзельнічаў у мерапрыемствах, прысвечаных медыяцыі. Як расказвае Сяргей, гэтая тэма яму цікавая таму, што дапамагае будаваць адносіны з равеснікамі, у вучэбным калектыве, таксама разглядае ён карысць ад такіх ведаў і для будучай прафесіі (хлопец збіраецца паступаць у Акадэмію Міністэрства ўнутраных спраў).

pakalenne1640

Стварэнне ўмоў для развіцця практыкі медыяцыі, прапаганда каштоўнасцей канструктыўных паводзін у канфліктах і спрэчных сітуацыях, фарміраванне культуры ўзаемаразумення сярод удзельнікаў школьнай супольнасці, адзначае педагог-псіхолаг гімназіі № 5 Анжэла Крыванос, і стала галоўнай мэтай фестывалю. Работа яго праходзіла ў некалькіх кірунках з рознымі мэтавымі групамі ўдзельнікаў. Семінар-трэнінг “Мастацтва дамаўляцца ў канфлікце” і групавыя заняткі “Пазітыўнае мысленне” былі арганізаваны для навучэнцаў 8—11 класаў. Педагогі-псіхолагі, педагогі сацыяльныя, класныя кіраўнікі 5—11 класаў удзельнічалі ў семінары-трэнінгу “Школьная медыяцыя: тэрыторыя ўзаемаразумення”. Для бацькоў правялі семінар-трэнінг “Сямейныя канфлікты: хто павінен выйграць?”.

— У Гродне ўжо ёсць станоўчы вопыт работы школьных службаў медыяцыі, — расказвае кандыдат псіхалагічных навук, дацэнт, загадчык кафедры ўзроставай і педагагічнай псіхалогіі ГрДУ імя Янкі Купалы Аксана Шульга. — Такія мерапрыемствы, як фестываль практычнай медыяцыі, дапамагаюць пазнаёміць з тэхнікамі медыяцыі і рознымі камунікатыўнымі тэхнікамі, а таксама падрыхтаваць дзяцей да новай місіі — самім стаць медыятарамі і прымаць удзел у рабоце школьных службаў.

У арганізацыі і рабоце фестывалю прынялі ўдзел спецыялісты Гродзенскага філіяла цэнтра “Медыяцыя і права”, выкладчыкі ГрДУ імя Янкі Купалы, педагогі-псіхолагі сярэдніх школ №№ 16 і 23.

Надзея ВАШКЕЛЕВІЧ.

ca5b2d5e67aaaf74271b010290a54634