РУС БЕЛ ENG

Воспитательная работа

Приложение 4
Методические рекомендации по применению критериев и показателей оценки качества воспитания  в учреждениях общего среднего образования
 
  Качество воспитания сегодня как никогда социально востребованная и актуальная проблема развития гражданского общества Республики Беларусь. Необходимость развития воспитательной системы учреждения образования как стратегического ресурса его совершенствования требует ясности целей воспитательной работы, возможности объективной оценки промежуточных и конечных результатов развития каждого субъекта процесса воспитания.
  С позиций системного подхода качество воспитания как интегративный системный объект есть качество не только конечных результатов, но всех процессов, обеспечивающих конечный результат. Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах: результативном и процессуальном. Воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания. Уровень воспитанности определяется методами диагностики.
   Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватны цели, содержание работы, выбранные методы, средства и формы, учтены психологические условия и др. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в учреждении общего среднего образования.
    При анализе эффективности процесса воспитания необходимо в первую очередь выделить критерии качества воспитательной системы учреждения образования. Воспитательная среда включает такие компоненты, как пространственно-предметное содержание, социальные отношения между различными субъектами воспитательного процесса и связи между ними. Рассматривая учреждение образования как открытую систему, следует принимать во внимание связь воспитательной среды учреждения образования  и воспитательного пространства, формируемого вокруг учреждения образования, которое объединяет всех потенциальных субъектов воспитания социума и связи между ними и воспитательной средой. Интегративным критерием качества воспитательной системы школы является ее способность обеспечить всем субъектам воспитательного процесса возможности для интенсивного личностного саморазвития.
   Показателем высокого качества системы воспитания служит ее способность с учетом предоставляемых возможностей обеспечивать удовлетворение потребностей всех субъектов процесса воспитания, создавая соответствующую мотивацию их активной деятельности.
Критерии – это признаки, на основе которых производится оценка эффективности воспитания. Критерии обозначают основные направления выявления результатов.    В критериально -оценочный комплекс оценки качества воспитания включается достаточно широкий спектр показателей, отражающих важнейшие аспекты каждого критерия. Каждая группа показателей включает в себя индикаторы, качественно и количественно характеризующие показатели.
 Уровень воспитанности учащихся – основной параметр оценки качества воспитания. При этом профессиональный уровень педагогов и уровень педагогических знаний родителей необходимо считать показателями качества воспитательной работы учреждения образования.
  Мониторинг воспитания – один из способов оценки качества воспитания учащихся, позволяющий с определенной периодичностью отслеживать условия организации и эффективность воспитательного процесса [2, 261].
   Исходя из этого, основными составляющими качества воспитания при его оценке являются:
  1. качество процесса воспитания;
  2. качество условий реализации процесса воспитания.
Качество процесса воспитания определяется следующими критериями:
  1. качество целеполагания (соответствие цели и задач интересам личности, потребностям государства и общества; объективность, реалистичность; уровень конкретизации цели в комплексе воспитательных задач и т.д.);
  2. качество содержания (знания, умения, навыки и привычки деятельности и поведения);
  3. качество организации воспитательной деятельности (технологии организации воспитательной деятельности, в том числе, формы, методы средства педагогического взаимодействия, их согласованность, оптимальный выбор; технологии взаимодействия участников воспитательного процесса);
  4. качество результатов воспитания (уровень воспитанности);
  5. уровень культуры отношений (взаимодействие, психологический комфорт);
  6. уровень культуры предметно-пространственных отношений (облик, символика, уклад школы).
Качество условий воспитательного процесса определяется следующими критериями:
  1. качество управления процессом воспитания (организационно-функциональная  структура; система мониторинга и т.д.);
  2. качество обеспечения процесса воспитания (нормативное, методическое, кадровое, материально-техническое, информационное и т.д.).
  Воспитанность определяется как интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, определяющая его отношение к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира [2, 263].  
Исходя из этого определения, основными критериями воспитанности выступают:
  1. личностная характеристика, определяющая отношение к себе;
  2. личностная характеристика, определяющая отношение к людям и делу (активность, деловитость, предприимчивость, чувство коллективизма, и т.д.);
  3. личностная характеристика, определяющая отношение к окружающему миру;
Каждый из вышеперечисленных критериев конкретизируют следующие показатели:
  1. ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности и общения;
  2. направленность личности школьника (потребности, мотивы, мировоззрение);
  3. личностные качества (патриотизм и гражданственность, ответственность, взаимопомощь; честность, уважение, доверие и т.д.);
  4. операциональные умения (организаторские способности, стремление к сотрудничеству, умение договариваться, распределять обязанности и т.д.).

КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ

Отношение к себе
Отношение к людям и
делу
Отношение к
окружающему миру
Ценностные ориентации (личностные интересы к различным сферам деятельности)
Сформированность мотивационно-ценностного отношения к своей личности. Принятие системы общечеловеческих ценностей. Отношение к своему здоровью как ценности. Познавательные интересы. Нравственная культура
Сформированность мотивационно-ценностного отношения к окружающим Уровень коммуникативной культуры. Активная деятельная жизнь. Наличие верных друзей. Отношение к образовательной среде школы, педагогическому коллективу, к сверстникам. Духовная близость с родными людьми. Усвоение культуры семейных отношений, гендерной культуры.
Сформированность мотивационно-ценностного отношения к окружающему миру. Гуманное отношение к окружающему миру. Уважение государственных символов, традиций, бережное отношение к истории своего народа.
 
Направленность личности (потребности, мотивы, мировоззрение)
Устойчивость взглядов, убеждений. Способность к самоконтролю, саморазвитию и саморегуляции
Осознание прав и обязанностей человека в обществе (правовая культура).
Отношение к общественным нормам и закону. Отношение к белорусской культуре. Отношение к природе. Отношение к прекрасному. Готовность к сознательному выбору профессии.
Личностные качества
Трудолюбие, волевые качества, активность нравственной позиции
Лидерские, организаторские качества. Коммуникативная культура. Коллективизм. Корпоративная культура.
Способность противостоять негативным тенденциям. Уважение и доверие. Забота, взаимопомощь. Милосердие. Честность. Предприимчивость.
Патриотизм, гражданственность, гуманизм, толерантность.
Операциональные умения
 
Операциональные умения (организаторские способности, стремление к сотрудничеству, умение договариваться, распределять обязанности и т.д.).
 
 
  В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью направленности и нравственной позиции определяются уровни воспитанности (достаточный, средний, низкий), и неудовлетворительный уровень (невоспитанность) [3, 88].
  Анализ качества воспитательной работы строится на основе социально-психолого-педагогической диагностики, базирующейся на современных достижениях науки и практики.
Педагогическая диагностика – это особый вид педагогической деятельности, позволяющий выявить особенности развития изучаемого объекта, прогнозировать будущее и определять пути его развития или коррекции. Педагогическая диагностика выполняет многообразные функции: воспитательно-побуждающую, коммуникативную, конструктивную, информативную, прогностическую функции, функцию обратной связи, функцию оценки результативности педагогической деятельности. Таким образом, в процессе диагностики педагог, изучая развитие объекта или явления, заглядывает в прошлое, прогнозирует на основе причинно-следственных связей будущее, определяет (диагностирует) настоящее, и определяет пути развития или возможной коррекции настоящего.
    Анализ типологии педагогической диагностики позволяет выделить три ведущих типа:
  1. диагностику личности ребенка (ее интеллектуально-познавательную, эмоционально-нравственную, практико-действенную сферы);
  2. диагностику коллектива и коллективных отношений;
  3. диагностику процесса воспитания (целей и содержания воспитания, способов реализации целей и содержания воспитания, педагогического взаимодействия, результативности воспитательного процесса). Каждый из этих типов включает соответственные методы диагностирования. Например, характерным методом диагностики коллектива и коллективных отношений может быть социометрия, диагностики личности – тестирование уровня сформированности нравственных ценностей.
Педагогическая диагностика предполагает наличие следующих этапов:
  1. анализ – рассмотрение компонентов структуры изучаемого педагогического явления, объекта, процесса и установление связей между их отдельными компонентами;
  2. собственно диагностика - оценка общего состояния изучаемого педагогического явления, объекта, процесса или их компонентов в тот или иной момент функционирования;
  3. прогностика – получение опережающей информации об исследуемых явлениях;
  4. коррекция – исправление отклонений в развитии; моделирование – разработка цели (общей идеи) создания или дальнейшего развития исследуемых явлений и основных путей ее достижения (преобладает мыслительная установка);
  5. проектирование – дальнейшая разработка (детализация) созданной модели и доведение ее до практического использования (преобладает преобразовательная установка);
  6. конструирование - дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к конкретным условиям и реальным участникам воспитательного взаимодействия;
  7. планирование – конкретное отображение конструкта в его общих стратегических направлениях и мельчайших деталях.
   Диагностику уровня воспитанности обучающихся проводят педагоги-психологи и классные руководители. Процедура диагностического анализа воспитанности состоит в обнаружении изменений изучаемых параметров и причин, вызывающих эти изменения; анализе наблюдаемых явлений; установлении закономерных связей, раскрытии их проявлений в конкретных условиях педагогической деятельности.
  На основе анализа уровня воспитанности каждого учащегося, составляется общая карта по классу и по учреждению образования в целом. Многократное комплексное обследование всех учащихся с помощью одного и того же набора диагностических средств через определенные временные интервалы (через полугодие, год, 2 года) дает возможность наблюдать за динамикой развития психологических феноменов в режиме мониторинга и своевременно реагировать на происходящие изменения.
  Данный подход позволяет сделать процесс развития личности каждого учащегося, коллектива класса и учреждения образования в целом педагогически управляемым; позволяет разрабатывать коррекционные программы, прогнозировать и проектировать определенные результаты.
  Критерии качества воспитания конкретизируются в соответствующих показателях, каждый из которых может быть оценен.
Оценка показателей уровня воспитанности учащихся может быть выражена следующими индикаторами:
1. Показатель не обнаружен.
2. Показатель недостаточно выражен.
3. Показатель выражен.
4. Показатель ярко выражен.
  Оценка показателей качества воспитательной системы учреждений образования и условий организации воспитания может осуществляться по десятибалльной шкале.
Оценка показателя.
Количество баллов
Информация не представлена.
0
Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется.
1
Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно.
2
Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне. Очень много существенных недочетов.
3
Удовлетворительная оценка. Существенные недостатки в работе.
4
Средняя оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки.
5
Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки несущественны.
6
Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно высоком уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы.
7
Достаточно высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям.
8
Высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям.
9
Очень высокая. Полностью соответствует предъявляемым требованиям. Рекомендуется использовать опыт для распространения.
10

 

  Для реализации на практике предложенной модели оценки качества воспитания необходимо выбрать методики и освоить инструментарий изучения качества воспитания.
При этом могут использоваться:
  1. анкетирование педагогов, учащихся и их родителей;
  2. педагогическое и психолого-педагогическое тестирование;
  3. методы групповой и индивидуальной самооценки;
  4. наблюдения;
  5. беседы;
  6. методики педагогической диагностики и другой инструментарий.
   Перечисленные методы позволят получить объективную информацию о состоянии воспитательной деятельности и результатах, оценить целесообразность тех или иных действий, идей и принять необходимые решения. Диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы учреждения с целью обеспечения  выполнения основных задач, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных учащихся.
   Все диагностические мероприятия с учащимися могут проводиться только с согласия родителей или лиц, их замещающих. Форму получения согласия учреждение образования  определяет самостоятельно.
   Некоторые диагностические мероприятия, такие как диагностика социально-психологического климата классных коллективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам, могут осуществляться совместно классными руководителями и педагогами социальными.
   Предлагаемая модель мониторинга эффективности воспитательной работы в учреждении общего среднего образования предполагает следующие позиции:
1. администрация учреждения общего среднего образования обеспечивает гласность и открытость, комфорт и безопасный режим проведения диагностических мероприятий;
2. СППС координирует и проводит диагностические процедуры;
3. обработку данных, ведет диагностические карты;
4. в режиме семинаров, тренингов, методических конференций и т.д. знакомит педагогов с правилами проведения диагностики, способами активизации учащихся в ее осуществлении;
5. помогает освоить алгоритм сбора информации об учащихся путем индивидуальных бесед с учащимися, родителями, педагогами;
6. классные руководители участвуют в проведении диагностики учащихся, являясь при этом для них источником знаний и опыта, опорой и поддержкой;
7. родители располагают исчерпывающей информацией о целях, содержании и сроках проведения психолого-педагогической диагностики учащихся;
8. проявляют готовность к сотрудничеству; 
9. участвуют в проектировании совместной деятельности с целью коррекции нарушений в развитии личности учащегося, решения его личностных проблем и проблем социализации;
10. формирования жизненных навыков;
11. профилактики неврозов;
12. профилактики девиантного поведения;
13. оказания помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
   Учащиеся проявляют активность, заинтересованность в проведении диагностических мероприятий и в результатах диагностического обследования.
Объективное определение эффективности воспитательного процесса будет во многом зависеть от:
1. степени соответствия содержания и организации воспитательного процесса требованиям нормативной правовой базы, запросам общества;
2. систематического диагностирования состояния профессионального роста педагогов, воспитанности учащихся;
3. степени удовлетворенности родителей жизнедеятельностью учреждения образования;
4. учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе организации разнообразной совместной деятельности (органы ученического самоуправления, детские общественные организации);
5. привлечение к организации воспитательного процесса социальных партнеров (учреждения дополнительного образования, гражданско-патриотические клубы, спортивные музыкальные студии и коллективы и др.);
6. уровня профессиональной компетентности руководителя учреждения образования, заместителя директора по воспитательной работе, их мастерства взаимодействия с педагогами, учащимися, родителями в принятии управленческих решений и контроля развития воспитательной деятельности на уровне учреждения образования.
Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования
 
Составляющие качества воспитания
Критерии
Показатели
Методики изучения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Качество процесса воспитания
Качество
целеполагания
Соответствие цели и задач интересам личности, потребностям государства и общества; объективность, реалистичность; уровень конкретизации цели в комплексе воспитательных задач. Согласованность содержания, целей и задач на всех уровнях функционирования воспитательной системы в учреждении. Эффективность инновационных подходов.
Анализ документации, результатов деятельности и контроля.
Качество содержания процесса воспитания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знания, умения, навыки и привычки деятельности и поведения в рамках личностного развития:
интеллектуального (владение операциями мыслительной деятельности; готовность к совместной творческой деятельности; уровень познавательного развития; уровень креативности и др.);
психологического (уровень работоспособности, утомляемости; стрессоустойчивость; уровень беспокойства, тревоги; уровень саморегуляции и др.);
духовного (гуманность способов взаимодействия, взаимоотношений; культура поведения; проявление конструктивной активности в социальном поведении; наличие конструктивной творческой мотивации; целостность Я-концепции и др.); физического (соответствие показателей здоровья региональным нормативам; частота заболеваемости, отсутствие хронических заболеваний и др.).
См. Приложение 1. Диагностические методики.
 
 
Качество организации воспитательной деятельности
 
Направления, виды деятельности;
оказываемые дополнительные образовательные услуги;
связи с другими учреждениями.
 
 
Эффективность педагогического сопровождения воспитательного процесса
 
Технологии организации воспитательной деятельности, в том числе, формы, методы средства педагогического взаимодействия, их согласованность, оптимальный выбор; технологии взаимодействия участников воспитательного процесса.
Общественно значимые традиции в коллективе.
Общественно полезные акции.
Организация информационной работы.
Организация работы музеев, клубов общественно-политической и гражданско-патриотической направленности.
Организация работы объединений по интересам.
Уровень работы первичных организаций БРСМ и БРПО.
Эффективность деятельности органов ученического самоуправления.
Организация культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и туристско-краеведческих мероприятий.
Организация и уровень культуры питания учащихся.
Система работы по охране здоровья учащихся.
Эффективность профилактики безнадзорности и правонарушений, зависимого поведения.
Состояние травматизма.
Организация общественно полезного труда. Профессиональная ориентация.
Участие в разнообразных видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды.
 
 
Качество результатов процесса воспитания
Уровень
воспитанности
 
Ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности (спорт, бизнес, творчество, учеба, здоровье, и т.д.) и общения.
Методика «Сфера интересов» (О.И. Мотков, модифицирована М.В. Сергеевой).
Направленность личности школьника (потребности, мотивы, мировоззрение); принятие идеологии белорусского государства.
Способность к саморегуляции, дисциплинированность. Способность противостоять негативным тенденциям.
Методика «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын); методика «Мой выбор».
   
Личностные качества (патриотизм и гражданственность, коллективизм, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь; честность, уважение, доверие и т.д.).
Методика определения уровня развития качеств личности, необходимых для достижения успеха (М.П. Нечаев); Методика «Самоанализ (анализ) личности» (подготовлена О.И. Мотковым, модифицирована Т.А. Мироновой).
   
Операциональные умения (организаторские способности, стремление к сотрудничеству, умение договариваться, распределять обязанности и т.д.).
«Я – лидер» (Е.С. Федоров и др.); методика изучения социализированности личности учащегося (М.И. Рожков).
   
Уровень культуры отношений в коллективе
Взаимодействие, активность, самоуправление, психологический комфорт.
Методика «Мишень» (Н.А. Лутошкин).
 
Уровень культуры предметно-пространственных отношений
 
Репутация учреждения, облик, символика, уклад.
 
Методика оценки эффективности деятельности классных руководителей (Нечаев М.П.) (оценка всех составляющих обеспечения процесса воспитания; показатели результативности); методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е.Н. Степанов).
 
Качество условий процесса воспитания
Качество управления процессом воспитания
Наличие структуры, функционально ответственной за воспитательную работу.
Система мониторинга качества воспитания.
Наличие эффективных механизмов стимулирования творческой деятельности.
Методика «Стиль педагогического руководства» (О.И. Мотков); методика оценки эффективности воспитательного мероприятия (М.П. Нечаев); методика «Наш руководитель» (подготовлена О.И. Мотковым).
Открытость воспитательной системы. Уровень взаимодействия с заинтересованными структурами, коллективами, отдельными людьми в интересах учащихся. Эффективность использования воспитательного пространства социума. Оказание психолого-педагогической, юридической и другой помощи семье, учащемуся, педагогу.
Методика оценки эффективности деятельности классных руководителей (М.П. Нечаев).
   
Отношения в процессе педагогического взаимодействия. Гуманное творческое взаимодействие участников воспитательного процесса. Коллектив учреждения образования. Нравственно-психологический климат.
Методика «Моя семья» (модификация методики М Егоровой).
   
Качество обеспечения процесса воспитания
Нормативное и методическое обеспечение воспитательного процесса. Наличие концептуальных и программных документов, планов воспитательной работы в учреждении образования. Наличие нормативной и методической базы по организации воспитательной работы и эффективность ее использования.
Анализ документации, результатов деятельности и контроля.
 
Обеспеченность кадрами воспитательной работы. Уровень профессиональной, психолого-педагогической культуры педагогов, знание теорий и концепций воспитания, современных разработок и теоретических установок в области воспитания и др.; профессиональный рост.
Методика «Уровень сформированности ключевых компетенций, необходимых классному руководителю в профессиональной деятельности» (Дж. Ровен); методика оценки эффективности деятельности классных руководителей (Нечаев М.П.)(оценка всех составляющих обеспечения процесса воспитания; показатели результативности); методика «Коском 2» (подготовлена В.Н. Куницыной).
   
Наличие и эффективность использования материально-технической базы воспитательной работы (помещения для клубов, кружков, комнаты ученического самоуправления, общественных организаций, спортзалы, бассейны, компьютерные классы и т. д.).
Обеспеченность техническими средствами. Состояние библиотечного фонда.
     
Условия деятельности СППС.
 
   
Информационное обеспечение процесса воспитания.
 
   
Эффективность вложения финансовых средств в реализацию воспитательного процесса.
     
Список литературы:
  1. Нечаев, М.П. Оценка качества воспитания в у условиях реализации ФГОС. – Москва, УЦ «Перспектива», 2014. – С. 5
  2. Катович, Н.К. Воспитания мониторинг / Н.К. Катович // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – Минск, 2015. – Т. 1. – С.261,  263.
  3. Нечаев, М.П. Диагностический анализ воспитанности учащихся: содержание, технология и методика / Нечаев М.П. – М.: УЦ «Перспектива». – 2015. – С.88 .

  Деятельность учреждений образования с обучающимися при организации туристско-экскурсионной работы должна проводиться в соответствии с законодательством:

  1. Кодексом Республики Беларусь об образовании;
  2. Законом Республики Беларусь «О туризме»;
  3. Директивой Президента Республики Беларусь № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
  4. Государственной программой развития туризма в Республике Беларусь;
  5. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» с дополнениями и изменениями № 1087 (Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров»);
  6. Концепцией непрерывного воспитания детей и молодежи, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь;
  7. Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь;
  8.  Инструкцией об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 35а.