Рекомендации для учителей по адаптации учащихся
Рекомендации для учителей по успешной адаптации обучающихся первых классов
- Относитесь к детям доброжелательно и дружелюбно, старайтесь организовывать для первоклассников ситуации успеха.
- Осуществляйте развивающую работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ученика (уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности)
- Способствуйте развитию каждого ребенка как личности, умеющей сознательно управлять своим поведением.
- При планировании уроков старайтесь определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей.
- Проведите занятия в игровой форме, вызывающей у учащихся живой интерес.
- Больше внимание на занятиях уделяйте развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
- Стремитесь ставить перед ребенком конкретные цели, направленные на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать.
- Конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена и на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 минут урока).
- По мере овладения детьми новой формой поведения намеченное время постепенно увеличить.
- Обязательно используйте каждодневный контроль за выполнением намеченных целей.
- Чаще называйте ребенка по имени.
- Чаще хвалите в присутствии других детей.
- Используйте только методы положительного стимулирования.
- Старайтесь не сравнивать результаты детей. Используйте только относительные оценки «шкалы роста» самого ребенка.
- Обязательно обсуждайте с детьми их проблемы, чтобы они чувствовали, что аналогичные ситуации встречаются и у других детей.
- Старайтесь уважительно относиться к потребностям ребенка.
- На первом этапе обучения учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
- Оценочную деятельность строить в авансированном ключе, подробно объяснять учащимся, за что он получил ту или иную оценку.
- Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности. Осуществлять развивающую работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ученика.
- Учитывать, что в 5 классе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение.
- Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить на продуктивный уровень обучения (развивать умение находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
- При планировании уроков определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей.
- При организации воспитательной работы использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассникам мероприятий, праздников, спортивных мероприятий.
- Чаще называть ребенка по имени.
- Чаще хвалить в присутствии других детей.
- Использовать только методы положительного стимулирования.
- Старайтесь не сравнивать результаты детей. Использовать только относительные оценки «шкалы роста» самого ребенка.
- Обязательно обсуждать с детьми их проблемы, чтобы они чувствовали, что аналогичные ситуации встречаются и у других детей.
- Старайтесь уважительно относиться к потребностям ребенка.
- Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы взрослые увидели, насколько важна для старшего подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.
- В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому Вы должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником.
- Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным. В ваших силах помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся.
- Необходимо вместе с учащимися проанализировать их ошибки, сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнить, каким условиям должны отвечать письменные и устные работы, рефераты, доклады. При необходимости провести индивидуальные консультации.
- Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Безусловно, школьникам необходима передышка. Однако есть большая опасность, что основательно «расслабившись» ребенок может потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Юношам и девушкам необходимо объяснить, приводя разумные и аргументированные требования, что учеба в 10 классе - начало действий при построении их профессионального будущего.