РУС БЕЛ ENG

Рекомендации для учителей по адаптации учащихся

Рекомендации для учителей по адаптации учащихся

Рекомендации для учителей по успешной адаптации обучающихся первых классов
  1. Относитесь к детям доброжелательно и дружелюбно, старайтесь организовывать для первоклассников ситуации успеха.
  2. Осуществляйте развивающую работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ученика (уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности)
  3. Способствуйте развитию каждого ребенка как личности, умеющей сознательно управлять своим поведением.
  4. При планировании уроков старайтесь определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей.
  5. Проведите занятия в игровой форме, вызывающей у учащихся живой интерес.
  6. Больше внимание на занятиях уделяйте развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
  7. Стремитесь ставить перед ребенком конкретные цели, направленные на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать.
  8. Конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена и на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 минут урока).
  9. По мере овладения детьми новой формой поведения намеченное время постепенно увеличить.
  10. Обязательно используйте каждодневный контроль за выполнением намеченных целей.
Советы по профилактике дезадаптации первоклассников:
  1. Чаще называйте ребенка по имени.
  2. Чаще хвалите в присутствии других детей.
  3. Используйте только методы положительного стимулирования.
  4. Старайтесь не сравнивать результаты детей. Используйте  только относительные оценки «шкалы роста» самого ребенка.
  5. Обязательно обсуждайте с детьми их проблемы, чтобы они чувствовали, что аналогичные ситуации встречаются и у других детей.
  6. Старайтесь уважительно относиться к потребностям ребенка.
Рекомендации для учителей по успешной адаптации обучающихся пятых классов
  1. На первом этапе обучения учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
  2. Оценочную деятельность строить в авансированном ключе, подробно объяснять учащимся, за что он получил ту или иную оценку.
  3. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности. Осуществлять развивающую работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ученика.
  4. Учитывать, что в 5 классе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение.
  5. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить на продуктивный уровень обучения (развивать умение находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
  6. При планировании уроков определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей.
  7. При организации воспитательной работы использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассникам мероприятий, праздников, спортивных мероприятий.
Советы по профилактике дезадаптации пятиклассников:
  1. Чаще называть ребенка по имени.
  2. Чаще хвалить в присутствии других детей.
  3. Использовать только методы положительного стимулирования.
  4. Старайтесь не сравнивать результаты детей. Использовать только относительные оценки «шкалы роста» самого ребенка.
  5. Обязательно обсуждать с детьми их проблемы, чтобы они чувствовали, что аналогичные ситуации встречаются и у других детей.
  6. Старайтесь уважительно относиться к потребностям ребенка.
Рекомендации для учителей по успешной адаптации обучающихся десятых классов
  1. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы взрослые увидели, насколько важна для старшего подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.
  2. В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому Вы должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником.
  3. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным. В ваших силах помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся.
  4. Необходимо вместе с учащимися проанализировать их ошибки, сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнить, каким условиям должны отвечать письменные и устные работы, рефераты, доклады. При необходимости провести индивидуальные консультации.
  5. Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Безусловно, школьникам необходима передышка. Однако есть большая опасность, что основательно «расслабившись» ребенок может потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Юношам и девушкам необходимо объяснить, приводя разумные и аргументированные требования, что учеба в 10 классе - начало действий при построении их профессионального будущего.
поделиться в: