РУС БЕЛ ENG

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Инновационный проект

Внедрение модели  конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса

Сроки реализации: 2022 – 2025

 Научное сопровождение проекта:

Бельская Ирина Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного права факультета международных отношений учреждения образования «Белорусский государственный университет», медиатор

Карпушева Наталья Михайловна, начальник управления идеологической и воспитательной работы, магистр педагогических наук, доцент кафедры философии и гуманитарных проблем образования государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования», медиатор

Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы, доцент кафедры философии и гуманитарных проблем образования государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»

 

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ

Цель инновационной деятельности  внедрить медиативные технологии в образовательную деятельность в целях создания модели конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса в гимназии и заинтересованных партнерских организаций, координированного организационно-методического и психолого-педагогического воздействия на обучающегося со стороны педагогических работников и законных представителей в процессе осуществления образовательного процесса и непрерывного воспитания.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационной деятельности:

  1. Проанализировать нормативные правовые документы, методическую, психолого-педагогическую литературу по вопросам деятельности внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, эффективный опыт организационно-методического обеспечения деятельности по созданию комплексной системы действенных предупредительных мер и минимизации конфликтности между участниками образовательного процесса гимназии.
  2. Разработать комплексную модель конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях взаимодействия гимназии, законных представителей и партнерских организаций, основанную на применении разнообразных медиативных технологий в качестве инновационного инструментария педагогического воспитания и ведения образовательного процесса и определить механизм внедрения модели.
  3. Внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики гимназии инновационную модель, объединив усилия педагогических работников, законных представителей, заинтересованных партнерских организаций по конструктивному воздействию на обучающихся, обеспечению непрерывного воспитания детей и молодежи.
  4. Инкорпорировать существующую Гимназическую службу медиации в инновационную модель и структуру организационно-педагогических, методических и практических условий, созданных в гимназии.
  5. Создать организационно-педагогические, методические и практические условия для обеспечения в гимназии конфликтологической, психологической безопасности и повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды посредством внедрения инновационной модели.
  6. Активизировать практику сотрудничества и социального партнерства, в том числе международного дружественного взаимодействия, посредством взаимообмена опытом внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, взаимопомощи в создании бесконфликтной и безопасной среды в гимназии.
  7. Создать сеть партнерских организаций, объединяющую организации, оказывающие образовательную, социальную, медиативную, психологическую, и иную поддержку участникам образовательных отношений по созданию бесконфликтной и безопасной среды взаимодействия.
  8. Изучить, оценить, обобщить результаты работы участников инновационной деятельности в гимназии и обеспечить распространение опыта участников инновационного проекта в системе образования республики.
  9. Разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.

 

свернуть

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ и ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Целесообразность инновационной деятельности

Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей – субъектов образовательных отношений: родителей, педагогов, учащихся. В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации. Конфликты и споры между людьми, поиск эффективных способов их разрешения имеют такую же многовековую историю, как и само существование человечества. Общению с людьми как важнейшей жизненной необходимости нигде не учат, а сами мы учимся искусству общаться пока ещё очень плохо, о чём свидетельствует множество конфликтов в самых разных сферах нашей жизни. Усиление социального расслоения, морально-нравственная и ценностная дезориентация,  усиление миграционных процессов, ослабление коллективных форм жизнедеятельности и роли семьи в социализации личности провоцируют небывалый рост конфликтов в различных сферах жизни общества.

Ожидаемые результаты инновационной деятельности

Создаваемая инновационная модель конструктивного взаимодействия большого круга заинтересованных лиц позволяет позитивно влиять на межличностные и групповые отношения и конфликты всех участников образовательного процесса, на профилактику буллинга не только в учреждениях образования, но и в семейных отношениях. Обеспечивается действенная медиативная помощь семье как важнейшему институту, определяющему развитие личности.

Расширяется эффект такой работы не только в конфликтах в учреждениях образования, но и в случаях противоправного характера с участием обучающихся, происходящих за рамками учреждений образования и являющихся предметом реагирования со стороны социально-педагогических центров, инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, следственных органов и судов.

свернуть

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Краткая характеристика участников инноватики (количество педагогов и учащихся, квалификационная категория педагогов)

Реализацию инновационного проекта осуществляют 9 педагогических работников учреждения образования, которые работают на I, II и ІІI ступенях общего среднего образования: руководство – 2 педагога, высшая (2) квалификационная категория; 2 педагога-психолога, высшая (1) и первая (1) квалификационные категории, 1 педагог социальный, первая квалификационная категория; 1 учитель информатики, первая квалификационная категория; 3 педагога, выполняющие функции классного руководителя. Из числа педагогов – 2 участников инновационного проекта имеют первую квалификационную категорию, 1 участник имеют вторую квалификационную категорию.

В инновационном проекте задействованы учащиеся ІІ и ІІІ ступеней обучения учреждения образования. Это учащиеся трех классов (VIII «Б», IX «В», X «А»), всего 64 учащихся.

свернуть

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА на 2023/2024 учебный год

УТВЕРЖДАЮ

Директор  государственного учреждения образования «Гимназия № 5 имени В.С.Короткевича г. Гродно» _____________О.Г. Хитрушко

«_____»_______________2023 г.

 

Календарный план работы по реализации инновационной деятельности

«Внедрение модели  конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса»

на 2023/2024 учебный год

 

№ п/п

Мероприятия

Cроки

Ответственные

1.      

Проведение инструктивно-методического совещания  «Изучение нормативно-правовой документации об инновационной деятельности»

Август 2023

Хитрушко О.Г., директор

 

2.      

Разработка внутригимназической документации, регламентирующей инновационную деятельность

Август 2023

Хитрушко О.Г., директор

Санюкевич С.С., заместитель директора по воспитательной работе

3.      

Рассмотрение на педагогическом совете вопроса о включении проекта «Внедрение модели  конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса»

в годовой план работы учреждения

Август 2023

Хитрушко О.Г., директор

 

4.      

Создание комплекса условий (организационно-деятельностных, информационно-методических, кадровых, материально-технических, мотивационно-психологических), обеспечивающих работу гимназической службы медиации, определение круга социальных партнеров

Август – сентябрь 2023

Хитрушко О.Г., директор

 

5.      

Проведение информационных встреч с учащимися, педагогами, родителями по вопросам инновационной деятельности

Сентябрь 2023

Хитрушко О.Г., директор

Санюкевич С.С., заместитель директора по воспитательной работе

участники инновационного проекта

6.      

Методический практикум «Ведение документации в процессе осуществления инновационной деятельности: дневников педагогического исследования»

Сентябрь 2023

Санюкевич С.С., заместитель директора по воспитательной работе; педагоги

 

7.      

Промежуточная диагностика уровня развития конфликтологической компетентности участников образовательного процесса, изучение психологической безопасности школьной среды

Октябрь-ноябрь 2023

Кривонос А.С., педагог-психолог

Сидорова О.М.,

педагог-психолог

Крыштопик Н.А., педагог социальный

8.      

Тренинг с классными руководителями на тему «Круги сообществ: как разрешать конфликты в школьной группе»

Ноябрь 2023

Кривонос А.С., педагог-психолог

Крыштопик Н.А., педагог социальный

9.      

Информирование о промежуточных итогах реализации инновационного проекта всех субъектов образовательного процесса

Январь, май 2024

Хитрушко О.Г., директор

 

10.        

Рассмотрение вопроса на совещании при директоре «Промежуточные итоги инновационной деятельности»

Январь 2024

Хитрушко О.Г., директор

Санюкевич С.С., заместитель директора по воспитательной работе

 

11.        

Тренинг с педагогами на тему «Семейная конференция»

Март  2024

Санюкевич С.С., заместитель директора по воспитательной работе

Кривонос А.С., педагог-психолог

Крыштопик Н.А., педагог социальный

12.        

Взаимодействие с консультантами проекта

в течение года

Санюкевич С.С., заместитель директора по воспитательной работе

 

13.        

Консультации по ведению дневников и другой документации участниками инновационного проекта

в течение года

Санюкевич С.С., заместитель директора по воспитательной работе

 

14.        

Повышение квалификации педагогов, участвующих в инновационном проекте

в течение года

Хитрушко О.Г., директор

 

15.        

Набор учащихся в волонтеры гимназической службы медиации

 

Октябрь 2023

Санюкевич С.С., заместитель директора по воспитательной работе

Кривонос А.С., педагог-психолог

Крыштопик Н.А., педагог социальный

16.        

Тренинг с участниками проекта на тему «Общение в конфликте»

Октябрь 2023

Кривонос А.С., педагог-психолог

Крыштопик Н.А., педагог социальный

17.        

Тренинг с участниками проекта на тему «Мое поведение в конфликте»

Ноябрь 2023

Кривонос А.С., педагог-психолог

Крыштопик Н.А., педагог социальный

18.        

Тренинг с участниками проекта на тему «Искусство жить в мире с другими»

Декабрь 2023

Кривонос А.С., педагог-психолог

Крыштопик Н.А., педагог социальный

19.        

Тренинг на тему «Вступительное слово медиатора»

Январь 2024

 

Кривонос А.С., педагог-психолог

Крыштопик Н.А., педагог социальный

20.        

Тренинг с участниками проекта на тему «Искусство переговоров»

Январь 2024

Кривонос А.С., педагог-психолог

Крыштопик Н.А., педагог социальный

21.        

Тренинг с участниками проекта на тему «Медиация как альтернативный способ разрешения конфликтов. Медиативно-восстановительный подход»

Февраль 2024

Кривонос А.С., педагог-психолог

Крыштопик Н.А., педагог социальный

22.        

Тренинг с участниками проекта на тему «Медиация как технология: этап презентации сторон и выявление интересов»

Март 2024

Кривонос А.С., педагог-психолог

Крыштопик Н.А., педагог социальный

23.        

Тренинг с участниками проекта на тему на тему «Этап принятия решения при примирении сторон»

Апрель 2024

Кривонос А.С., педагог-психолог

Крыштопик Н.А., педагог социальный

24.        

Тренинг с участниками проекта на тему на тему «Основные компетенции и инструменты медиатора»

Май 2024

Кривонос А.С., педагог-психолог

Крыштопик Н.А., педагог социальный

25.        

Торжественное принятие учащихся-волонтеров в гимназическую службу медиации. Вручение сертификатов

Май 2024

Санюкевич С.С., заместитель директора по воспитательной работе

Кривонос А.С., педагог-психолог

Крыштопик Н.А., педагог социальный

26.        

Проведение учебных медиаций, отработка практических навыков. Проведение супервизий для медиаторов

Ежемесячно

Участники инновационного проекта

27.        

Проведение практических медиаций для разрешения конфликтов (по запросу)

в течение года

Гимназическая служба медиации

28.        

Участие в фестивалях и конкурсах для юных медиаторов

в течение года

Санюкевич С.С., заместитель директора по воспитательной работе

Кривонос А.С., педагог-психолог

29.        

Проведение тренингов для родителей на тему «Решаем конфликты позитивно», «Формирование толерантности в семье»

в течение года

Кривонос А.С., педагог-психолог

Крыштопик Н.А., педагог социальный

30.        

Проведение мероприятий для привлечения родителей к деятельности гимназической службы медиации

в течение года

Санюкевич С.С., заместитель директора по воспитательной работе

Кривонос А.С., педагог-психолог

31.        

Разработка перспективного планирования работы по инновационному проекту на 2024/2025 учебный год

 

Апрель 2024

Санюкевич С.С., заместитель директора по воспитательной работе

 

32.        

Систематизация, анализ, обобщение результатов инновационной деятельности

Апрель 2024

Хитрушко О.Г., директор

Санюкевич С.С., заместитель директора по воспитательной работе

 

33.        

Сетевое взаимодействие с педагогами-новаторами, с социальными партнерами, с внешними медиаторами

в течение года

Участники инновационного проекта

34.        

Самообразование участников проекта по теме инновационной деятельности

в течение года

Участники инновационного проекта

35.        

Информационные встречи, беседы, занятия, классные мероприятия по конструктивному взаимодействию для всех участников образовательных отношений

в течение года

Участники инновационного проекта

36.        

Трансляция опыта работы гимназической службы медиации и разрешения конфликтов (в СМИ, через сотрудничество с учреждениями образования, участие фестивалях, семинарах и др.

в течение года

Санюкевич С.С., заместитель директора по воспитательной работе

участники инновационного проекта

37.        

Ведение рубрики «Инновационная деятельность» на официальном сайте учреждения образования

в течение года

Кухта Е.Л., учитель информатики

 

свернуть

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОЕКТУ

Представление информации о ходе и результатах инновационной деятельности (семинары, конференции, публикации)

2023/2024

  • 19.06.2024 тренинговое занятие «Искусство общения» для учащихся ГУО Ленинского района г. Гродно
  • 07.06.2024 онлайн-участие в III Международном фестивале «Медиация. Молодость. Будущее!» (г.Москва)
  • 27.05.2024 мастер-класс «Профилактика конфликтов в подростковой среде с использование медиативного подхода» в рамках УМО педагогов-психологов учреждений образования Ленинского района г.Гродно
  • 24.05.2024 мастер-класс «Применение медиативного подхода в разрешении школьных конфликтов» в рамках заседания Школы молодого учителя начальных классов Ленинского района г. Гродно
  • 23.05.2024 на базе гимназии практическое занятие, презентация опыта работы «Медиативный подход в урегулировании конфликтов в учреждении образования» Для слушателей курсов повышения квалификации (педагогов социальных) ГрОИРО

  • 29.04.2024 – 30.04.2024  Участие в VII Фестивале школьников и студентов «Медиация будущего»
  • 20.04.2024 тренинговое занятие «Общение без конфликтов» для учащихся ГУО Ленинского района г. Гродно

  • 11.04.2024 на базе гимназии практическое занятие, презентация опыта работы «Взаимодействие в триаде классный руководитель – педагог социальный – педагог-психолог» для заместителей директоров по воспитательной работе, слушателей курсов повышения квалификации ГрОИРО

  • 21.03.2024  на базе гимназии прошел семинар-практикум ГрОИРО для педагогов, выполняющих функции классных руководителей, педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений образования по теме «Технология формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации»;

  • статья «Святая наука - расслышать друг друга: практика миротворчества в школе» (педагог-психолог Кривонос А.С. в соавторстве), Сборник II Фестиваль Медиация молодость. Будущее! , Москва, февраль 2024, с. 65;
  • 26.01.2024 практическое занятие для педагогов-психологов, слушателей курсов повышения квалификации ГрОИРО по теме «Основы конструктивной коммуникации и технология эффективного решения школьных конфликтов» (на базе гимназии);
  • 07.12.2023 практическое занятие для руководителей учреждений образования Ленинского района г.Гродно по теме «Медиативный подход в урегулировании конфликтов в учреждении образования» (на базе гимназии);
  • 30.11.2023 практическое занятие педагогов социальных, слушателей курсов повышения квалификации ГрОИРО по теме «Медиативный подход в урегулировании конфликтов в учреждении образования» (на базе гимназии);
  • 07.09.2023 практическое занятие для педагогов социальных, слушателей курсов повышения квалификации ГрОИРО по теме «Возможности применения медиативного подхода в профилактике конфликтов в образовательной среде» (педагог-психолог, медиатор Кривонос А.С. совместно с педагогом-психологом, медиатором Мешковой Н.А. ГУО «Средняя школа № 23 имени Ф.П. Гудея г. Гродно»)

2022/2023

  • статья «Профилактика и разрешение школьных конфликтов» (педагог-психолог Кривонос А.С. в соавторстве), журнал «Народная асвета», № 9, сентябрь 2022;
  • 15.09.2022, 02.06.2023 практическое занятие для слушателей курсов повышения квалификации ГрОИРО по теме «Возможности применения медиативного подхода в профилактике конфликтов в образовательной среде» (педагог-психолог, медиатор Кривонос А.С. совместно с педагогом-психологом, медиатором Мешковой Н.А. ГУО «Средняя школа № 23 имени Ф.П. Гудея г. Гродно»);
  • 11.10.2022 семинар-практикум в рамках МО учителей, выполняющих обязанности классного руководителя Ленинского района г. Гродно по теме «Основы конструктивной коммуникации технология эффективного разрешения конфликтов» (ГрОИРО, педагог-психолог, медиатор Кривонос А.С. совместно с педагогом-психологом, медиатором Мешковой Н.А. ГУО «Средняя школа № 23 имени Ф.П. Гудея г. Гродно»);
  • 22.02.2023 выступление на тему «Профилактика и разрешение школьных конфликтов: медиативный подход» на семинаре-практикуме в рамках МО педагогов–психологов Ленинского района г. Гродно (педагог-психолог Кривонос А.С.);
  • 28.03.2023 состоялась презентация опыта работы «Практика мирного разрешения конфликтов в условиях учреждения образования: медиативный подход» (педагог-психолог Кривонос А.С. в соавторстве) в рамках республиканского фестиваля «Инновационные практики воспитания», проводимом ассоциацией инновационных учреждений образования общественного объединения «Белорусское педагогическое общество», материал размещен на электронном ресурсе фестиваля;
  • 29.03.2023 на семинаре-практикуме для  учителей, выполняющих обязанности классного руководителя ГУО «Гимназия № 1 г. Островца Гродненской области»  «Технология разрешения конфликтных ситуаций. Техники эффективной коммуникации» (ГрОИРО, педагог-психолог, медиатор Кривонос А.С. совместно с педагогом-психологом, медиатором Мешковой Н.А. ГУО «Средняя школа № 23 имени Ф.П. Гудея г. Гродно»);
  • 16.05.2023  выступление «Святая наука – расслышать друг друга: практика миротворчества в школе» на международном фестивале «Медиация. Молодость. Будущее!» (МГПУ (г.Москва);

  • в рамках работы областного ресурсного центра «Медиативный подход в регулировании конфликтов в учреждении образования», работающего на базе гимназии (ГрОИРО, руководитель педагог-психолог Кривонос А.С.);

  • информация по результатам инновационной деятельности размещалась в системе ИССИД на сайте АПО (1 раз в четверть).

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1.

Работа в рамках антикризисной проблемной группы: конфликтные случаи в практике

Постоянно

 

Индивидуальные и групповые консультации, круглые столы

Участники образовательного процесса

 

2.

Сотрудничество с внешними медиаторами

Постоянно

Индивидуальные и групповые консультации, информационные беседы

Участники образовательного процесса

 

3.

Сотрудничество областным ресурсным центром СППС, службой медиации (ГУО «Средняя школа № 23 имени Ф.П. Гудея г. Гродно»)

Постоянно

 

Индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы

Участники образовательного процесса

 

4.

Сотрудничество с ГрОИРО, областным СПЦ г.Гродно

Постоянно

 

Семинары-практикумы

 

Участники образовательного процесса

 

свернуть
поделиться в: